Дисфункция височно-нижнечелюстного сустава

Височно-нижнечелюстной сустав уникален в своем роде, потому что только он в организме человека имеет определенную конечную точку движения. Когда сустав выполняет свою работу корректно, челюсть двигается в заданных плоскостях без хруста, щелчков, болей в процессе речи и жевания. Если же нормальное взаимодействие суставных поверхностей меняется, создаются условия для дисфункции ВНЧС, выражающейся симптоматикой разной степени тяжести.
Причины возникновения

Дисфункция ВНЧС может выявляться не только у людей со стоматологическими проблемами, но и у пациентов, страдающих различными неврологическими или общими системными заболеваниями.

Самые распространенные причины патологии – это:

• неправильный прикус;
  • отсутствие протезирования при потере зубов;
  • некорректное ортодонтическое или ортопедическое лечение;
  • травмы головы;
  • скрежет зубами (бруксизм);
  • искривление позвоночника (сколиоз);
  • психогенные и неврогенные нарушения.

Чем дольше воздействует причинный фактор, тем сильнее нарушается функционирование височно-нижнечелюстного сустава, компенсаторно развивается напряжение жевательных и височных мышц, а вслед за ними и мышц шейного отдела позвоночника с неизбежным возникновением соответствующих симптомов.

Симптомы и особенности

Дисфункция ВНЧС (или синдром Костена) проявляется многими признаками:

• боли ноющего характера в проекции пораженного сустава;
  • щелканье челюсти или хруст в ВНЧС при жевании, зевании;
  • блокировка сустава при раскрывании рта;
  • головокружение, головные боли;
  • спазм мышц в височной области;
  • шум в ушах, ухудшение слуха;
  • жжение во рту, горле, носовой полости;
  • нарушение вкусовой чувствительности.
Что делать, если есть подозрение на дисфункцию?

Не нужно воспринимать дискомфорт как неизбежный спутник заболевания и терпеть боль. Современные методы диагностики позволяют с точностью определить характер патологического процесса, который может быть восходящим, нисходящим или смешанным. Протокол обследования включает специальные функциональные пробы, рентгенографию, МРТ, полное стоматологическое обследование с оценкой траектории движения нижней челюсти и окклюзионных взаимоотношений. Производится полный постуральный осмотр с активными и пассивными функциональными тестами. Лучше не тянуть с проведением диагностики в клинике, потому что первичным звеном может оказаться не зубочелюстная система, а другой участок тела (такое бывает, например, при травме).

После подтверждения диагноза и выявления точной причины дисфункции, врач разрабатывает индивидуальный протокол ведения пациента с привлечением смежных специалистов, т.к. для излечения необходимо устранять все имеющиеся психо-нейрогенно-соматические нарушения, чем мы успешно занимаемся в нашем Центре клинической постурологии и нейростоматологии.