Отделение
стоматологии

Цистотомия

Цистотомия — это хирургическая операция, в рамках которой осуществляется вскрытие кисты зуба с целью ее дренирования. Наиболее часто применяется в стоматологии для лечения радикулярных (на корне зуба) или фолликулярных (связанных с непрорезавшимся зубом) кист.

Цистотомия оправдана в следующих клинических случаях:

• когда цистэктомия не показана из-за слишком близкого расположения кисты к анатомически важным структурам (например, нижнечелюстному нерву) и высокого риска их повреждения при ее полном удалении;
  • у пациентов с высокой степенью риска развития осложнений после цистэктомии (из-за возраста, общего состояния здоровья и т. д.).

Таким образом, цистотомия в большинстве случаев выбирается как щадящая альтернатива полному удалению кисты.

Цистотомия/цистэктомия
от 13 000 руб.
Как проводится?

Процедура цистотомии может быть представлена в несколько этапов:

1. санация полости рта — позволяет снизить риск инфицирования тканей;
  2. обезболивание — для уменьшения болевого синдрома и большего комфорта пациента все манипуляции врача проводятся под местной анестезией;
  3. выполнение доступа — в области кисты выполняется разрез;
  4. вскрытие кисты — для обеспечения свободного дренирования содержимого кисты ее стенка вскрывается (в некоторых случаях устанавливается дренажная система, позволяющая держать кисту открытой и осуществлять дренаж свободно);
  5. наложение швов — после дренирования кисты стенки ее капсулы сшиваются, проводится антисептическая обработка.

После операции пациенту назначаются антисептические полоскания (обычно раствором хлоргексидина, несколько раз в день, особенно после еды) и антибактериальные средства для профилактики инфекции.

Реабилитация

После цистотомии важно тщательно ухаживать за полостью рта, чтобы ускорить заживление тканей:

• чистка зубов мягкой щеткой, избегая области вмешательства (когда участок заживет и чувствительность уменьшится, постепенно можно будет вернуться к обычной щетке);
  • мягкая не горячая пища в первые несколько дней (например, йогурты, супы-пюре), щадящий режим питания дополнит отказ от острых и кислых продуктов, а также жесткой пищи (орехи, семечки, сухари), которая может травмировать слизистую и препятствовать скорейшему заживлению;
  • в течение нескольких дней после операции следует минимизировать физическую активность и избегать лишних нагрузок, что позволит снизить риск кровотечения и других осложнений;
  • курение и злоупотребление спиртными напитками замедляют процесс заживления и увеличивают риск инфекций, поэтому от этих вредных привычек также лучше отказаться хотя бы до момента полной реабилитации.

Для снятия болевого синдрома врач назначает анальгетики. Снизить отек помогут противовоспалительные средства и холодные компрессы, которые следует прикладывать к щеке первые 1-2 суток после операции.

Противопоказаниями к проведению цистотомии будут:

• острые воспалительные процессы — если в области кисты есть активное воспаление, процедура может быть отложена до стабилизации состояния;
  • тяжелые соматические патологии;
  • сахарный диабет в стадии декомпенсации;
  • нарушения свертываемости крови.

При невозможности операции врач порекомендует альтернативное лечение кисты.