Бруксизм

Бруксизмом называется пароксизмальное скрежетание (скрип) зубами, возникающие на фоне гипертонуса жевательной мускулатуры. Ведущую роль в его развитии играет поражение нервно-мышечного синапса, поэтому лечение данного патологического состояния входит в компетенцию не только стоматолога, но и врача-невролога, психолога.
Причины

Бруксизм бывает первичный (или наследственный), то есть обусловленный генетической предрасположенностью, и вторичный (иначе также приобретенный), возникший на фоне патологий челюстно-лицевой области, патологий системного характера (аллергия, эндокринные заболевания), неврологических заболеваний, после приема некоторых лекарственных препаратов (в особенности антидепрессантов).

Предрасполагающие факторы можно разделить на две основные группы:

• местные (окклюзионные)
    • нарушения окклюзии и зубочелюстные деформации (неправильный прикус);
    • частичное отсутствие зубов;
    • патологическая стираемость;
    • погрешности при проведении стоматологического лечения с установкой пломб и протезов;
  • общие (психологические)
    • стрессовые ситуации;
    • психоэмоциональное напряжение;
    • неврологические расстройства.

В группу риска также входят люди, страдающие алкогольной зависимостью, курящие. В детском возрасте скрежет зубами может быть следствием внутричерепной травмы.

Клиническая картина

Клиника бруксизма предполагает наличие болей в зоне височно-нижнечелюстного сустава, лицевых болей, головных мигреноподобных болей, шума в ушах и снижения остроты слуха, чрезмерной возбудимости, расстройств сна.

В зависимости от времени возникновения бруксизм бывает:

• дневной — отличительной чертой служит отсутствие истирания твердых тканей зуба;
  • ночной — характеризуется выраженным скрежетом, при котором происходят сокращения жевательных мышц, вследствие чего со временем наблюдаются участки с сильной истираемостью.

При первичном осмотре обычно выявляются:

• клиновидные дефекты;
  • повышенная чувствительность (гиперестезия) зубов;
  • трещины эмали;
  • сколы зуба, переломы коронок (из-за частой и чрезмерной неконтролируемой нагрузки);
  • рецессия десны.

На фоне постоянного травмирования околозубных тканей в ротовой полости может начаться хронический воспалительный процесс (периодонтит, гингивит), расшатываются и выпадают зубы.

Диагностика

Диагностика заболевания опирается на данные визуального осмотра и анамнеза. Стоматологический статус и общее состояние пациента оцениваются по результатам анкетирования. Дополнительно могут назначаться инструментальные исследования:

• рентгенография;
  • поверхностная электромиография;
  • полисомнография (включает электроэнцефалограмму, электромиограмму, электрокардиограмму, оксигемометрию и др.).

Исходя из данных диагностики врачу удается разработать наиболее эффективную тактику лечения.

Лечение

Лечение бруксизма направлено на устранение его местных проявлений (гипертонуса жевательных мышц, межокклюзионной травмы и пр.) и ликвидацию факторов риска. С этой целью в нашем медицинском центре проводится релаксация жевательной мускулатуры при помощи методов мануальной и рефлексотерапии. Для достижения гармоничной окклюзии стоматологи назначают ортодонтическое или ортопедическое лечение по индивидуальному плану.

Большую роль в борьбе с бруксизмом играет поведенческая терапия, призванная «отучить» пациента от привычки сжимать зубы. В качестве стимулов могут выступать вкусовые, слуховые и иные раздражители.