Отделение
стоматологии

Пластика альвеолярного отростка

Пластика альвеолярного отростка — это хирургическая операция, направленная на восполнение дефицита костной ткани в области альвеолярного отростка и проводимая зачастую в рамках подготовки к установке зубных имплантатов.

Пластика альвеолярного отростка показана в следующих случаях:

• при атрофии альвеолярного отростка, которая развилась как следствие длительной адентии (операция помогает восстановить объем кости, необходимый для вживления имплантата);
  • с целью коррекции дефектов костной ткани, которые могут влиять на эстетику и функциональность будущих зубных протезов или имплантатов;
  • при заболеваниях пародонта, тяжелые формы которых нередко приводят к значительной убыли костной ткани, что также требует пластики для восстановления структуры челюсти.

Таким образом, благодаря пластике альвеолярного отростка удается восстановить форму и утраченный объем кости, обеспечив тем самым надежную опору и увеличив стабильность зубных конструкций при проведении имплантации и протезирования. Также благодаря восполнению дефицита костной ткани удается улучшить жевательную функцию.

Как проводится?

О необходимости пластики альвеолярного отростка решение принимается по результатам проведенного обследования, которое обязательно включает рентгеновский снимок. При планировании имплантации или протезирования с опорой на имплантаты важно, чтобы объем костной ткани челюсти был достаточным для вживления имплантата и его последующей надежной фиксации и остеоинтеграции.

У пациентов, которые в течение долгого времени были без зубов, а затем обратились для прохождения лечения к стоматологу, наблюдается выраженная атрофия кости — условия для установки отсутствуют. В таких случаях и проводится пластика альвеолярного отростка. Операция состоит из нескольких этапов:

1. анестезия — местная или общая — врач выбирает, в зависимости от объема вмешательства;
  2. разрез десны для доступа к костной ткани;
  3. формирование необходимого объема кости с использованием аутогенного (собственная кость пациента) или искусственного костного материала;
  4. фиксация костного материала при помощи специальной мембраны;
  5. закрытие раны путем наложения швов.

Реабилитация после пластики альвеолярного отростка обычно занимает 1-2 недели. В этот период костная ткань начинает приживаться, и пациент может постепенно возвращаться к привычному образу жизни. Окончательное восстановление кости занимает 4-6 месяцев.

Уход

Снять боль и уменьшить отек помогут назначенные врачом обезболивающие и противовоспалительные препараты, а также холодные компрессы, рекомендованные в первые 24-48 часов после операции.

Для предотвращения инфицирования назначается антибактериальная терапия, также показаны полоскания раствором антисептиков (например, хлоргексидина). Чистить зубы следует мягкой щеткой, избегая области операции, особенно в первые дни.

Из рациона также лучше исключить жесткую и горячую пищу, заменив ее более мягкими продуктами, не травмирующими слизистую. Это позволит ускорить заживление и снизит риск послеоперационных осложнений.

Физические нагрузки нужно минимизировать, избегая интенсивных тренировок, способных спровоцировать кровотечение.

Противопоказания

Пластика альвеолярного отростка является важным этапом в подготовке к имплантации, но имеет некоторые ограничения, среди которых:

• острые воспалительные процессы в полости рта;
  • тяжелые соматические патологии (в том числе неконтролируемый диабет);
  • болезни свертываемости крови;
  • сердечно-сосудистые заболевания и пр.;
  • остеопороз.

Временным ограничением будет беременность — процедуру лучше отложить до послеродового периода.