Отделение
стоматологии

Аутотрансплантация зуба

Аутотрансплантация зуба — это хирургическая манипуляция, которая предполагает перемещение зуба из одного места (из его исходной позиции) в полости рта в другое, где требуется восстановление зубного ряда.

Показаниями к аутотрансплантации могут быть:

• потеря зуба (вследствие травмы, кариеса или других причин) — в этом случае аутотрансплантация может быть предложена как альтернатива имплантации или протезированию (например, если они невозможны или нежелательны по медицинским причинам);
  • наличие ретинированного (непрорезавшегося) или дистопированного (расположенного неправильно) зуба, который может быть трансплантирован в более функциональное место в зубном ряду.

Таким образом, основной целью аутотрансплантации является восстановление функциональности (в том числе жевательной функции) и эстетики зубного ряда с использованием аутоткани вместо искусственных материалов (имплантатов, протезов).

Как проводится?

Операция по аутотрансплантации зуба проводится в несколько этапов:

1. подготовительный — включает проведение рентгенографии и других исследований, позволяющих оценить состояние костной ткани и корней зуба; по результатам диагностики определяют подходящий зуб для трансплантации и подготавливают участок, куда он будет трасплантирован;
  2. обезболивание — операция проводится под местной анестезией, но в некоторых случаях может использоваться общее обезболивание;
  3. извлечение зуба-донора — зуб удаляется очень аккуратно, чтобы минимизировать его травматизацию и поддерживающих тканей;
  4. подготовка реципиентного участка — формирование лунки для трансплантируемого зуба в месте, где он должен быть установлен (она должна четко соответствовать размеру и форме корня пересаживаемого зуба);
  5. пересадка зуба — зуб устанавливается в подготовленную лунку, с учетом высоты и наклона, после чего фиксируется швами и путем наложения шины.

Шина снимается через 4 недели после операции на одном из контрольных визитов к стоматологу. Полная интеграция в костную ткань и десну может занять 6-12 месяцев.

Уход

В первые несколько недель после операции следует ограничиться только мягкой пищей для минимизации нагрузки на пересаженный зуб и не жевать на этой стороне до полного заживления. Рекомендованы регулярные, но осторожные полоскания рта антисептическими растворами (например, хлоргексидином). При чистке зубов избегать давления в области трансплантированного зуба. От спорта и тяжелых физических нагрузок также лучше отказаться минимум на две недели. Для купирования болевого синдрома назначаются нестероидные противовоспалительные препараты.

Противопоказаниями к аутотрансплантации зуба являются:

• острые инфекционные заболевания;
  • непригодность зуба-донора для пересадки из-за повреждений или слабого корня;
  • пародонтит;
  • тяжелые системные патологии;
  • нарушения свертываемости крови.

Аутотрансплантация зуба — это сложная и деликатная процедура, требующая тщательного планирования и последующего ухода, но она может дать отличные результаты при восстановлении зубного ряда и жевательной функции.