Биопленка полости рта

В ротовой полости человека присутствует сообщество различных микроорганизмов, составляющих ее биоценоз. По показателям их численности, количеству видов и плотности микробной обсеменности биопленка полости рта уступает только толстому кишечнику.

Доминирующее положение среди обитающих в ротовой полости микроорганизмов занимают бактерии. А в результате их жизнедеятельности образуются кислоты, провоцирующие развитие кариеса и заболевания пародонта.

(!) Чтобы снизить риск развития кариеса, рекомендуется использовать средства ухода за полостью рта, содержащие Ксилит и Эритрол, – ополаскиватели, зубные пасты, жевательные резинки и т.д.

На сегодняшний день установлено, что более чем в 80% случаев инфекционные поражения организма проходят в форме биопленочной инфекции. В человеческом организме все взаимосвязано. Очаг инфекции в ротовой полости не только грозит разрушением зуба и поражением пародонта, но и наносит вред здоровью внутренних органов, поскольку болезнетворные бактерии могут распространяться по всему организму гематогенным путем (через кровь), а также запускать ряд патологических иммунологических реакций.

В форме биопленки образование резистентных штаммов микроорганизмов происходит намного быстрее, потому что на первый взгляд безобидные микробы образуют экстрацеллюлярный матрикс, который защищает их от внешних воздействий, в том числе лечебных манипуляций. Микроорганизмы в биопленке полости рта устойчивы к антибиотикам, антимикробным средствам и реакции организма хозяина.

Современные исследования подтверждают, что биопленка может приводить к:

• гнойному воспалению пародонта и костной ткани зуба,
  • бактериемии,
  • инфекционному эндокардиту,
  • перитониту,
  • стоматиту,
  • ревматоидному артриту и некоторым другим патологиям.

Кроме того, именно она становится причиной развития отдаленных воспалительных осложнений имплантации (музозит, периимплантит). Комплекс «имплант-челюсть» обладает меньшими резервами, по сравнению с комплексом «зуб-челюсть». И на гистологическом уровне периимплантит характеризует более сильное воспаление, чем пародонтит.

В связи с этим Швейцарской Стоматологической Академией (SDA) рекомендовано механически удалять биопленку полости рта с помощью процедуры профессиональной гигиены. Для этого в 2018 году был разработан протокол Guided Biofilm Therapy (GBT). Он основан на принципах:

• регулярности;
  • одномоментной элиминации биопленки;
  • щадящего отношения к тканям (отсутствие полировочных средств, минимизация использования ручных и ультразвуковых инструментов);
  • контроля адекватного уровня гигиены;
  • активного взаимодействия врача и пациента на этапе профилактики образования биопленки.

Guided Biofilm Therapy (GBT) предполагает регулярный контроль и удаление зубных отложений (налета и камня) методами индивидуальной и профессиональной гигиены ротовой полости. В стоматологическом отделении центра клинической постурологии профессора Бугровецкой для этих целей используется самый современный аппарат – Air Flow Prophylaxis Master.