Ишемический инсульт

Острое нарушение церебрального кровообращения вследствие закупорки одного из сосудов (ишемический инсульт) является наиболее часто встречаемым заболеванием среди всех сосудистых патологий. В России им ежегодно страдает несколько сотен тысяч человек, при этом только 60-65% выживают и в дальнейшем лечатся от разной степени выраженности неврологических расстройств.

Ишемический инсульт или инфаркт мозга развивается от перекрытия кровеносного сосуда тромбом или атеросклеротической бляшкой, которая может находиться как внутри черепной коробки, так и вне ее. По этой причине главным фактором риска для инфаркта является атеросклероз. Несколько реже патология развивается на фоне стеноза сосудов, кровоснабжающих мозг – сонных и позвоночных артерий, инфаркта миокарда, пороков сердца, нарушения сердечного ритма, сахарного диабета, пристеночного эндокардита, ревмокардита. Основная группа риска – люди старше 60 лет.

Механизм развития ишемического инсульта

Однажды появившаяся на внутренней поверхности сосуда атеросклеротическая бляшка постепенно растет, в ней образуются наслоения и рано или поздно под влиянием продолжающихся внешних или внутренних факторов она отрывается и направляется от сердца в сторону головы. Там она перекрывает просвет сосуда и нарушает ток крови, в результате чего ткани мозга перестают в должной мере получать кислород, питательные вещества и отмирают. Так образуется некроз тканей, называемый инфарктом.

Есть и другой механизм формирования ишемического инсульта. В данном случае сосуд закупоривается тромбом, выросшем на внутренних стенках полостей сердца. Обычно такое возможно в случае наличия кардиальных пороков правого предсердия. Отрыву тромбоэмбола способствуют болезни сердца и в частности мерцательная аритмия. Тромб попадает в аорту, а из нее – в одну из внутренних сонных артерий. Далее механизм образования инфаркта сходен с атеросклеротической бляшкой.

Клиническая картина ишемического инсульта

Основные признаки ишемического инсульта:

• Наличие симптомов-предвестников – головная боль, головокружение, предобморочное состояние, тошнота. Рвота, кардиалгия, шаткость походки, онемение конечностей;
  • Развитие инсульта постепенное, в течение нескольких часов или суток, первые симптомы обычно появляются ночью или в ранние утренние часы. Возможна кратковременная потеря сознания, оглушенность, сонливость, но чаще сознание остается ясным;
  • Лицо бледное, покрыто холодным потом, пульс слабый, давление чаще пониженное, дыхание ослаблено, сухость слизистых полости рта, в конечностях развивается слабость;
  • Позже появляются очаговые неврологические симптомы, по которым можно определить зону мозга, пострадавшую от инсульта. Появляются моно- и гемипарезы, нарушение зрения, слуха, речи, способности ориентироваться во времени и пространстве, утрата памяти, способности ходить, сдерживать мочеиспускание или дефекацию. Больной может не помнить, как зовут его или людей, находящихся рядом с ним, не понимать, где он находится, не придавать большого значения своему состоянию и быть в состоянии эйфории. Чем больший участок мозга подвергся некрозу, тем большее количество симптомов наблюдается у больного.
Диагностика

Чем раньше были выполнены диагностические исследования и больной доставлен в медицинское учреждение, тем больше шансов ему спасти жизнь и даже восстановить утраченные функции. При ишемическом инсульте в диагностических целях проводят осмотр, аускультацию сердца и легких, снимают ЭКГ или ЭхоКГ, делают транскраниальную доплерографию, МР- или КТ-ангиографию, МРТ головного мозга. Также обязательными являются клинический анализ крови и мочи, биохимия крови, коагулограмма, определение сатурации крови кислородом.

Лечение

На раннем госпитальном этапе лечение ишемического инсульта только медикаментозное. Позже, когда пациент вышел из критического периода и находится на реабилитации, ему показана общеукрепляющая терапия – ЛФК, массаж конечностей, физиотерапия, аурикулотерапия, акупунктура, гирудорефлексотерапия, т.е. те процедуры, которые способствуют быстрейшему восстановлению утраченных или нарушенных функций, разжижению крови, нормализации работы мозговых структур.