Атипичные лицевые боли

Атипичные лицевые боли занимают особое место среди всех остальных болевых синдромов вследствие специфичности их проявлений. Прозопалгии неустановленного генеза часто рецидивируют, становятся причиной хронической боли, серьезно ухудшают качество жизни из-за затрудненной диагностики и лечения.

Стандартное обследование обычно не выявляет заболевания, которое провоцирует лицевую боль. Основную роль в патогенезе атипичных прозопалгий принадлежит психологическим факторам и социальной дезадаптации, часто связанной с депрессивным состоянием.

Особенности заболевания

Дисфункциональные лицевые боли характеризуются особым образом:

• основная группа риска – женщины после 45 лет;
  • отсутствие триггерных точек, курковых зон, вегетативных расстройств;
  • локализация боли не совпадает с иннервацией анатомической зоны;
  • неприятные ощущения появляются практически каждый день;
  • боль появляется в одной половине лица, по характеру она ноющая, тупая, изнурительная;
  • пациент фиксируется на болевых ощущениях, часто эмоционально нестабилен;
  • приступ боли часто провоцируется перепадом температур, стрессом, стоматологическим вмешательством.

Заболевание длится много лет, приобретая хронический характер и перемежаясь ремиссиями с последующими обострениями.

Диагностика

Диагностика при атипичных лицевых болях весьма затруднена, т.к. симптомы пересекаются с клинической картиной многих других патологий челюстно-лицевой области. Рентгенография обычно не выявляет причин, из-за которых появляется столь выраженный болевой синдром. Врачу приходится назначать расширенное диагностическое обследование для исключения онкологического процесса (компьютерную томографию, магнитно-резонансную томографию, анализы крови на онкомаркеры).

Проводится дифференциация с такими заболеваниями, как рассеянный склероз, невропатия лицевого, тройничного и языкоглоточного нервов. Показано консультирование пациента у психотерапевта, невропатолога и психиатра. Депрессия – частый спутник дисфункциональных болей, поэтому нельзя пренебрегать диагностикой психологического состояния.

Лечение и прогноз

Терапия, основанная на приеме болеутоляющих препаратов, действует исключительно на симптомы заболевания, не устраняя первопричину. В Центре клинической постурологии проблема атипичных лицевых болей решается через призму целостного восприятия всех систем организма. Лечебная тактика выбирается после тщательной функциональной диагностики постуральной системы, потому что источник боли может «маскироваться» в совершенно другом регионе тела.

Лечение, помимо фармакотерапии, включает в себя:

Врач-постуролог «настраивает» внутренние ритмы организма на единую волну, помогая работать его системам в слаженном режиме. Результатом комплексного лечения становится облегчение состояния даже при рецидивирующих лицевых болях, причем положительные изменения отмечаются в нескольких направлениях: уходит беспокойство, пациент перестает фиксироваться на неприятных ощущениях, эмоциональное состояние выравнивается, что значительно улучшает качество жизни и позволяет облегчить социальную адаптацию.