Геморрагический инсульт

Состояние, при котором вещество головного мозга повреждается кровью, излившейся из разорванного церебрального сосуда, называется геморрагическим инсультом. Существует две его разновидности – собственно геморрагический инсульт или апоплексия мозга, и субарохноидальное (полость, расположенная между паутинной и мягкой мозговой оболочкой) нетравматичное кровоизлияние.

Частота встречаемости этой патологии значительно ниже, чем ишемического инсульта, однако тяжесть осложнений и прогноз для жизни при геморрагическом инсульте в разы хуже. По этой причине крайне желательно госпитализировать больного в первые же часы с момента начала заболевания.

Особенности геморрагического инсульта

Мозговому кровоизлиянию чаще подвержены люди в возрасте 35-60 лет, страдающие гипертонией, атеросклерозом, болезнями крови, воспалением или аневризмой церебральных сосудов, а также курящие и злоупотребляющие алкоголем, наркоманы.

В отличие от инфаркта мозга, апоплексия развивается резко в течение нескольких часов и преимущественно в дневное время. Ее появление могут спровоцировать стресс или эмоциональное перенапряжение. В ряде случаев начинается заболевание с чувства жара, головной боли, ухудшения зрения, спутанности сознания или его потери, но чаще симптомы-предвестники отсутствуют.

Геморрагический инсульт возникает либо в результате разрыва мозгового сосуда, либо как следствие пропотевания форменных элементов крови через сосудистую стенку в ткань мозга. Этому способствует повышенное системное и внутричерепное давление или гипертонический криз. Таким образом образуется различных размеров кровоизлияние, которое нарушает работу мозга и вызывает ряд неврологических нарушений, зависящих от локализации гематомы.

Клиническая картина

Для заболевания характерны следующие проявления:

• острое, иногда молниеносное начало с резким нарастанием симптоматики;
  • внезапное появление головной боли, давления на глаза, тошноты, рвоты, головокружения, слабости;
  • возможна потеря сознания или состояние оглушенности. В редких случаях больной может впасть в кому;
  • количество очаговых неврологических симптомов зависит от обширности кровоизлияния.

Возможен гемипарез – затруднение движений в руке и ноге с одной стороны тела противоположной полушарию, в котором возникло кровоизлияние, насильственное отведение глазных яблок или паралич глазных мышц, сужение зрачков, шумное с хрипами дыхание, напряжение мышц затылка, судороги, очень сильная головная боль, изменение слуха, зрения, затруднение речи, покраснение лица, повышение температуры, потливость.

Диагностика

Оптимальным методом диагностики геморрагического инсульта является КТ мозга. Она позволяет не только выявить гематому, но и точно определить ее локализацию, размеры, степень смещение мозговых структур. Помимо этого назначают клинический анализ крови и мочи, биохимию крови, коагулограмму. В ряде случаев выполняется любмальная пункция.

Лечение

В остром периоде лечение геморрагического инсульта проводится в специализированном отделении или в реанимации консервативно или хирургически. Позже, когда пациент начинает идти на поправку, в дополнение к лекарственной терапии назначают физиотерапию, кинезиотерапию, рефлексотерапию, которую можно использовать не только для устранения постинсультных осложнений, но и для профилактики повторного эпизода заболевания. Курс рефлексотерапевтических процедур является отличным дополнением к ЛФК, массажу и медикаментозному лечению. Он способствует нормализации питания тканей мозга, восстановлению объема движений, устранению неврологических нарушений. Также рефлексотерапия помогает бороться с основным заболеванием, вызвавшим геморрагический инсульт.