Причины инсульта

Острое нарушение церебрального кровообращения, или инсульт, в 50% случаев приводит к инвалидизации или летальному исходу, в то время как эту ситуацию можно было бы предотвратить или предупредить развитие осложнений.
Причины
  • Известно, что сосудистые заболевания головного мозга развиваются при наличии таких факторов риска как ожирение, сахарный диабет, гипертония, патологии сердца, атеросклероз, вредные привычки (курение, употребление больших доз алкоголя).
  • Возраст является немаловажной причиной инсульта, т.к. в сосудах постепенно откладывается холестерин, образуя атеросклеротические бляшки, которые препятствуют нормальному току крови и создают предпосылки для образования тромбов. После 45 лет каждое десятилетие жизни вдвое повышает риск развития инсульта, причем лица мужского пола страдают этой патологией на 30% чаще и на 10-15 лет раньше женщин.
  • Причиной инсульта может стать и изменение погоды. В данном случае прослеживается прямая зависимость от метеорологических условий. Так, весной и зимой случаи заболевания резко возрастают, в связи с частыми переменами погоды, температурными и атмосферными скачками, что в общей сложности влияет на уровень содержания кислорода в воздухе, и к которому так чувствительны клетки головного мозга.
  • Сердечная патология чревата инсультами в связи с тем, что в полостях сердца создаются благоприятные условия для образования тромбов, которые имеют склонность отрываться и мигрировать по телу. Если такой кровяной сгусток попадет в сосуды мозга, его ткани перестают получать кислород и развивается ишемия (ишемический инсульт). Кроме того, ухудшение системного кровообращения из-за патологии сердца ведет к гипоксии мозга, что также является предрасполагающим для инсульта фактором.
  • Артериальная гипертензия также чревата геморрагическим инсультом в связи с тем, что давление в сосудах повышается не только в теле, но и в головном мозге, и один или несколько церебральных сосудов может не выдержать такой нагрузки и разорваться, в результате чего образуется мозговая гематома, т.е. кровоизлияние в ткани мозга.
  • Перечисляя причины инсульта нельзя не упомянуть о курении. Эта зависимость более чем в два раза увеличивает риск развития цереброваскулярных заболеваний, среди которых инсульт стоит на первом месте. Объясняется это не только тем, что в ткани мозга в большом количестве поступают окиси углерода и другие крайне токсичные вещества, которые резко снижают способность мозга усваивать кислород, но также и тем, что сердце курильщика начинает работать непродуктивно, совершая в сутки на 12 тысяч сокращений больше, чем это бывает в норме. По этой причине сердце быстрее изнашивается, в нем чаще возникают аритмии, спазмы сосудов и изменения в стенках артерий, питающих миокард.

Также стоит назвать еще несколько причин инсульта – ожирение, сахарный диабет и гиподинамия. Очень часто эти патологические состояния идут «рука об руку». Все они являются крайне опасными для здоровья в целом и для сердечно-сосудистой системы в частности. На фоне этих заболеваний часто развивается гипертензия, гиперлипидемия, холестеринемия, гипоксия тканей, нарушается мозговое кровообращение, появляется склонность к тромбообразованию. Другими словами создаются все предпосылки для развития ишемического или геморрагического инсульта. Между тем, увеличив уровень физической активности и сбалансировав свою диету, можно нормализовать массу тела и уменьшить тяжесть протекания сахарного диабета, вплоть до снижения дозы противодиабетических средств.