Профилактика инсульта

Статистика неумолима: инсульт одна из главных причин смертности в мире. Однако следуя простым правилам, можно избежать этого грозного заболевания. Профилактика инсульта позволяет свести к минимуму риски, способные вызвать острое нарушение мозгового кровообращения.

Профилактические мероприятия проводится как в системе здравоохранения в целом, так и на уровне конкретного человека в частности. В первом случае, речь идет о предупредительных мерах – пропаганде здорового образа жизни, куда относится и отказ от вредных привычек, и правильное питание.

Во втором случае, профилактика направлена на обнаружение людей, имеющих повышенный риск инсульта, проведение среди них просветительской работы, а также превентивных мероприятий, которые позволяют значительно снизить риск сосудистого удара.

Факторы риска

К основным факторам риска в отношении инсульта относятся (указаны в порядке важности):

• артериальная гипертензия;
  • табакокурение;
  • сахарный диабет;
  • дислипидемия;
  • атеросклероз;
  • гиподинамия;
  • гипергомоцистеинемия (высокий уровень аминокислоты гомоцистеина);
  • прием эстрогенсодержащих оральных контрацептивов.
Меры профилактики

Эти факторы имеют различную распространенность среди групп людей и оказывают различной степени влияние на возникновение инсульта, однако наличие большого их количества у одного конкретного человека в разы повышает вероятность развития острого нарушения мозгового кровообращения. Чтобы этого не произошло, профилактика инсульта должна сводиться к следующему:

• обязательно следить за уровнем своего артериального давления и при необходимости регулярно принимать лекарственные препараты, снижающие систолическое и диастолическое давление до нормальных цифр;
  • отказаться от курения или снизить количество выкуриваемых сигарет до максимального минимума. Если же совсем отказаться от табакокурения человек не может, желательно придерживаться следующих рекомендаций: не докуривать до самого конца сигарету, оставляя не менее четверти сигареты возле фильтра, не затягиваться глубоко, сократить частоту курения, перейти на сигареты с фильтром;
  • следить за уровнем глюкозы в крови, не потреблять в большом количестве сладких и крахмалистых блюд, исключить трансжиры, и напротив, рекомендуется увеличить процент клетчатки, сырых овощей и фруктов, морской рыбы;
  • при обнаружении сахарного диабета принимать назначенные врачом противодиабетические препараты, регулярно проходить профилактические осмотры в лечебном учреждении, заниматься спортом, следить за массой тела;
  • сократить количество выпиваемого алкоголя, однако по некоторым данным до 80 мл в день вина оказывают благотворное воздействие на кровеносную систему и кровь. Также допускается в сутки принимать не более 40 мл крепкого алкоголя или 150 мл пива. Спиртные напитки разжижают кровь, что снижает риск развития инсульта.

Как видите, основная масса рекомендаций по профилактике инсульта подразумевает переход к здоровому образу жизни и питанию, и только в случае обнаружения какой-либо патологии дополнительно назначается медикаментозное лечение.