Боль в шее при наклоне головы

Боль в шее при наклоне головы — явление, безусловно, малоприятное. Оно ограничивает подвижность шейного отдела позвоночника и негативно влияет на качество жизни пациента. Болеутоляющие препараты в этом случае приносят только временное облегчение, не устраняя истинной причины нарушений.

Боль в шее при наклоне головы может быть вызвана:

• Хлыстовая травма: возникает при резком торможении или ударе, в момент, когда шея движется по траектории в одном направлении, встречает препятствие и откидывается непроизвольно в противоположную сторону. Это может произойти при ДТП, во время драки, в результате падения т. п. Резкие движения приводят к повреждению межпозвоночных суставов, а также мышц, связок, дисков и спинномозговых корешков. Для хлыстовой травмы характерно сохранение болезненности, ограничения подвижности в шейном отделе позвоночника, шум в ушах, пелена перед глазами, состояние тревожности и депрессии, сохраняющиеся в течение длительного времени (от 6 месяцев и более). На фоне этого развиваются хлыст-ассоциированные расстройства, например, дисфункция височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС). Она встречается у пациентов, перенесших хлыстовую травму, в 14-37,5% случаев. Может выражаться в болях на стороне пораженного сустава, отдающих в височную область, ограничение подвижности (ВНЧС);
  • Компрессия нервных корешков, спровоцированная спазмом мышц, смещением или травмой шейных позвонков, межпозвонковыми грыжами и протрузиями дисков шейного отдела позвоночника;
  • Миофасциальный болевой синдром, развивающийся на фоне перенапряжения мышц шеи из-за долгого нахождения в нефизиологичной позе (наклон головы при использовании смартфона для чтения и просмотра фото, видеороликов, выдвижение головы вперед при работе на компьютере), перерастяжения (неудачный резкий поворот в сторону), переохлаждения мышц, эмоционального стресса;
  • Остеохондроз и остеоартроз шейного отдела позвоночника: вызывают дегенеративные изменения межпозвоночных дисков и суставов, появление остеофитов;
  • Врожденное или приобретенное искривление шейного отдела позвоночника (родовая травма и т. п.) также может вызывать компрессию нервных корешков и сосудов, питающих мозг;
  • Нарушения прикуса или некорректно проведенное ортодонтическое или ортопедическое лечение могут приводить к смещению центра тяжести в теле, выдвижению головы вперед и как следствие перенапряжение мышц шеи, их спазм и возникновение болезненных точек.
Диагностика и лечение

Врач должен собрать подробный анамнез пациента, чтобы установить причину, повлекшую за собой возникновение болей в шее при наклоне головы. Назначаются исследования (стабилометрия, аксиография), по результатам которых ставится диагноз и назначается соответствующее лечение. Лучший результат лечения достигается за счет комплексной терапии, включающей мануальную терапию, рефлексотерапию, физиотерапевтическое воздействие, ЛФК.