Артикуляционная гимнастика
Помимо этого, крайне важна физиологическая окклюзия, т.е. такое состояние мышц нижней челюсти, при котором они растянуты по всей длине. Это значит, что мышцы не чрезмерно расслаблены, но и не слишком напряжены. Чтобы добиться такого состояния некоторым людям требуется помощь специалиста – логопеда, или миофункционального терапевта. Главная цель его работы – с помощью артикуляционной гимнастики и стимулирующего, расслабляющего или дифференцированного массажа языка вернуть мышцы в физиологическое состояние и придать им естественное положение, при котором исключены мышечные зажимы или, наоборот, гипотонус. Это обеспечит согласованную работу всех органов артикуляционного аппарата и четкость речи.
Артикуляционная гимнастика используется для подготовки органов звукообразования к чистой речи. С этой целью используются различные упражнения для губ, языка, щек, направленные на их укрепление и формирование привычки держать их в правильном положении.
В зависимости от возраста пациента предлагаются статические и динамические упражнения, которые необходимо выполнять каждый день в течение 10-20 минут. Сроки выполнения такой гимнастики у всех разные, но в среднем они укладываются в 1,5-3 месяца, хотя некоторым людям зарядка дается сложнее и время терапии растягивается до полугода.
В случаях, когда пациент ребенок, логопед предлагает веселую зарядку в стихотворной форме, сопровождая каждое упражнение соответствующими картинками. Задача ребенка правильно повторить движение, глядя на себя в зеркало. Через некоторое время мышцы становятся крепче, и язык привыкает к нужному положению, за счет чего речь очищается от дефектов и искажений.
У взрослых построение занятия осуществляется похожим образом, однако упор делается на массаж и точечное воздействие на определенные зоны языка и выполнение статико-динамических упражнений в требуемом ритме и с заданным количеством повторений. При этом важна полная включенность пациента в процесс, т.к. артикуляционные органы будут все время стремиться вернуться в свое прежнее состояние, и без осознанного участия терапия даст лишь временный результат.
Пожалуй, нет ни одного человека, кому бы ни пригодилась артикуляционная гимнастика. Детям она помогает постепенно подготовить речевой аппарат, устранить или предупредить возможные дефекты звукообразования. Взрослым такая зарядка также помогает «выкорчевать» фонетические нарушения. Кроме того, подобный способ воздействия на органы речи прямо и косвенно влияет на правильность прикуса, поэтому в рамках стоматологического лечения артикуляционную гимнастику назначают до, во время или после установки брекетов, а также в реабилитационном периоде после пластики языка или губ. В некоторых случаях с ее помощью удается растянуть уздечку языка и, таким образом, избежать хирургического вмешательства.