Спастичность мышц

Спастичность мышц – наиболее часто встречающийся синдром, препятствующий восстановлению двигательных функций у больных неврологического профиля. Этим термином называют состояние, при котором наблюдается гипертонус, часто сочетающийся с параличом (повышенным сопротивлением мышц к пассивному растяжению) и повышением сухожильных рефлексов.

Чтобы мышца отреагировала движением и растяжением, электрический сигнал должен пройти длинный путь. В головном мозге находится тело верхнего (центрального) двигательного нейрона, волокна которого идут в спинной мозг. Здесь залегают тела нижних моторных нейронов, длинные отростки которых идут уже непосредственно к мышцам. Таким образом, при поражении центрального мотонейрона возникает спастический паралич, или парез, указывающий на то, что выключение функции находится на уровне головного или спинного мозга.

Причины спастичного синдрома

Спастичность мышц возникает по многим причинам, однако точно сказать, что именно вызвало это состояние, бывает довольно затруднительно. Известно, что повышение тонуса возникает при повреждении некоторых структур головного и/или спинного мозга. Причем важно, что страдают преимущественно те нервные волокна, которые отвечают за приведение конечности, тогда как волокна, идущие к мышечным веретенам, отвечающим за разгибание, практически не вовлекаются в процесс.

Гипертонус может появиться после перенесенных заболеваний:

• энцефалита, менингита;
  • ЧМТ;
  • инсульта;
  • спинальной травмы.

Также спастичность часто встречается при рассеянном склерозе, фенилкетонурии и гипоксии мозга.

Диагностика

Чтобы верифицировать спастичность мышц врач опрашивает пациента, обращая внимание на перенесенные заболевания и имеющиеся жалобы. Диагностически значимыми являются слабость и внезапная боль в мышцах, их подергивание, невозможность произвести необходимое движение в полном объеме, утрата мелкой моторики, быстрая утомляемость.

Помимо этого, проводят пальпацию и исследование реакции мышц в ответ на пассивные движения в суставах. Пораженные мышцы ощущаются как плотные, причем тонус повышен лишь в отдельных мышечных группах, а не во всей конечности. Также оценивается способность пациента ходить по ровной поверхности в течение 2-х минут. Из инструментальных методов обследования используется электромиография, маятниковый тест и проба с пружинным балансиром.

Лечение гипертонуса

Восстановление нарушенных функций, которые наблюдаются при спастичности мышц, осуществляется медикаментозными и физиотерапевтическими методами. Хорошие результаты показали кинезиотейпирование, кинезотерапия, массаж, а также психотерапевтическая реабилитация. Из физиотерапевтических методов широко применяются электростимуляция, иглотерапия, аурикулотерапия, вакуум-рефлексотерапия. Методы рефлексотерапии оказывают сложное местное и общее действие на весь организм и мышечную систему в частности, что помогает улучшить проведение нервного импульса в мышечные волокна разгибателей и снизить активность мотонейронов, отвечающих за сгибание конечности.