Инсульт

Инсульт, или мозговой удар, – внезапное местное расстройство мозгового кровообращения, которое возникает в ответ на закупорку или разрыв сосуда. В случаях, когда сосуд разорвался, говорят о геморрагическом инсульте или субарахноидальном (под паутинную мозговую оболочку) кровоизлиянии.

Если же кровеносный сосуд перекрылся тромбом, развивается ишемический инсульт (инфаркт мозга). Однако и в первом, и во втором случае к клеткам мозга перестает поступать кислород и питательные вещества, в результате чего возникает повреждение мозгового вещества и утрата его функций.

Независимо от вида инсульта его развитию способствуют следующие факторы:

• атеросклероз;
  • проблемы с сосудами, кровоснабжающими мозг (сонные и позвоночные артерии);
  • гипертония;
  • сахарный диабет;
  • сердечно-сосудистая патология;
  • ожирение;
  • курение и алкоголизм;
  • низкая физическая активность.

Помимо этого, фактором риска является возраст пациента – чем старше человек, тем выше вероятность мозгового удара. При этом мужчины страдают этой патологией чаще женщин.

Клиническая картина

Геморрагический и ишемический инсульт имеют различную клиническую картину. Причем частота возникновения ишемического инсульта в пять раз выше геморрагического.

В целом, инсульт имеет общемозговые и очаговые симптомы. Общемозговые симптомы могут быть разными – от спутанности сознания или состояния оглушения до возбуждения; тошнота и рвота, потливость, сухость во рту, сильное потоотделение.

Очаговые симптомы зависят от того, какой участок мозга пострадал. Могут возникать разнообразные двигательные нарушения в виде парезов и параличей конечностей или отдельных участков тела, снижение остроты зрения, выпадение полей зрения, ухудшение слуха, затруднение речи и глотания, изменение походки, головокружение, пространственная и временная дезориентация, потеря чувствительности.

Диагностика

Наиболее информативным и диагностически ценным исследованием является МРТ или КТ головного мозга. При невозможности провести эти исследования выполняют ЭхоЭГ. Для выявления кровоизлияния в подпаутинное пространство назначается люмбальная пункция.

Лечение

Неотложные терапевтические мероприятия при инсульте следует начинать как можно раньше, в идеале в течение первого часа с момента появления симптомов. После восстановления проходимости церебральных сосудов и поврежденной мозговой ткани, т.е. когда опасный для жизни период минует, назначают дополнительные процедуры, направленные на возвращение утраченных функций – движения, речи, зрения и т.д. В этот период рекомендуется массаж, ЛФК, занятия с кинезиотерапевтом, логопедом, а также курс рефлексотерапии, который поможет быстрее восстановиться нервной ткани и поспособствует более быстрой реабилитации. Среди методов рефлексотерапии при данном заболевании наиболее эффективными являются акупунктура, вакуум-рефлексотерапия, гирудорефлексотерапия.