Артропатия суставов

Артропатия суставов, или реактивный артрит, до недавнего времени относилась к воспалительным заболеваниям, возникающим после любых перенесенных инфекций. Сейчас же в группу артропатий входят только те негнойные поражения суставов, которые возникли после кишечных или урогенитальных инфекций. Помимо этого вызвать артропатию могут инфекции дыхательных путей, а изредка и паразиты. Очень часто «виновником» заболевания становятся хламидии, шигеллы, иерсинии, клостридии.

Отдельную группу составляют артропатии, развившиеся после инсульта на фоне трофических нарушений.

Подавляющее количество больных реактивным артритом, ассоциированным с этими инфекциями, – лица мужского пола до 40 лет. При этом обнаружилось, что заболевшие чаще всего являются носителями гена HLA-B27. Именно у них после хламидиоза или кишечной инфекции в 50 раз увеличивается риск развития артропатии.

Клиническая картина

Для артропатии суставов характерно наличие воспалительного процесса в связочно-суставном аппарате нижних конечностей и позвоночника. При этом чаще поражаются крупные несимметричные суставы (не более 4-6), и практически всегда в воспаление вовлекаются связки, крепящиеся к пораженному суставу. Возможно развитие воспаления в крестцово-подвздошных сочленениях и выше расположенных отделах позвоночника.

Классическим примером реактивного артрита является болезнь Рейтера, которая может иметь от 3 до 5 характерных симптомов – артрит, конъюнктивит, уретрит, колит и кератодермия (ороговение кожи). Заболевание начинается спустя месяц после перенесенной урогенитальной или кишечной инфекции с воспаления мочеполовой системы, к которому затем присоединяются остальные симптомы.

Помимо этого есть и другие симптомы, свидетельствующие в пользу артропатии суставов:

• баланит, цервицит, язвочки и эрозии в полости рта, увеит;
  • поражение ногтей в виде желтых пятен, очагов повышенной хрупкости и ломкости, приводящие позже к их разрушению;
  • увеличение крупных лимфатических узлов, особенно паховых;
  • кардиальные проблемы – перикардит, миокардит, аортальная недостаточность;
  • плеврит;
  • гломерулонефрит;
  • полиневрит.
Диагностика

При постановке диагноза обращают внимание на начало заболевания, какие проявления предшествовали ему, каково было самочувствие больного. Для верификации артропатии суставов обязательно назначают лабораторные исследования:

• общий клинический и биохимический анализ крови и мочи;
  • ПЦР на хламидии и наличие антител к ним;
  • анализ на гонококки, СПИД;
  • исследование кала на шигеллы и сальмонеллы;
  • анализ на наличие ревматоидного фактора.

Помимо этого проводят исследование синовиальной жидкости, рентгенографию поврежденных суставов, эхокардиографию.

Лечение

Артропатия суставов лечится медикаментозно (антибиотики, противовоспалительные, стероидные и иммуносупрессивные средства) и физиотерапевтически – назначаются процедуры, оказывающие обезболивающие, противовоспалительное и общеукрепляющее действие, среди которых наиболее значимую роль играют водные процедуры, лекарственный электрофорез, светолечение, инфракрасное облучение, рефлексотерапия. Последняя позволяет усилить сопротивляемость организма и запустить репаративные процессы в суставах и связках. При выполнении всех назначений врача вероятность хронизации заболевания существенно снижается и большинство больных полностью вылечиваются.