Стираемость зубов

Стираемость зубов может быть естественной, т.е. физиологичной, направленной на адаптацию зубочелюстной системы к совершению полноценного жевания, артикуляции, глотания, свободному движению нижней челюсти, и патологической, сопровождающейся целым рядом нежелательных симптомов, которые свидетельствуют о поражении околозубных тканей и внутренних органов.

Повышенное истирание твердых тканей зуба носит относительно быстротечный и необратимый характер. Начавшись на фоне внутренних или внешних проблем, на первом этапе появляется незначительная стираемость эмали со стороны режущего края или жевательных поверхностей. Когда эмалевый слой полостью стирается, начинает уходить дентин, а зубы утрачивают свою анатомическую форму. В особо запущенных случаях зуб может стираться вплоть до корней.

Причины

Развитию заболевания способствует обезыствление эмали и дентина, в результате чего зуб утрачивает свои механические свойства. Обычно это возникает на фоне нейродистрофических и эндокринных нарушений, заболеваний щитовидной и паращитовидных желез, пищеварительного тракта или нервной системы, сердечно-сосудистой патологии, сбоя обмена веществ. Частой причиной становится бруксизм, дисфункция височно-нижнечелюстного сустава, парафункция жевательных мышц.

Среди экзогенных факторов на первое место выходят пищевые пристрастия – употребление в больших количествах кислых продуктов, семечек, твердых продуктов; вредные бытовые и профессиональные привычки – откусывание ниток зубами, удержание во рту иголок, скрепок, гвоздей, мундштуков курительных приспособлений. Немалую роль играют аномалии прикуса (прямой, глубокий), вторичная частичная адентия, особенно в боковых участках челюсти, плохо подогнанные ортопедические конструкции, завышающие пломбы.

Как проявляется?

На начальных этапах стираемости зубов пациентов беспокоит низкая эстетика улыбки ввиду укорочения коронок, появление на режущих или жевательных поверхностях площадок с острыми краями, которые травмируют слизистую рта и язык. Позже присоединяются жалобы на гиперестезию зубов, подвергшихся повышенной истираемости, появление головных болей, снижение зрения, шум в ушах или тугоухость, хруст в височно-нижнечелюстном суставе, боли в горле и языке. Эти проявления неуклонно прогрессируют и дополняются асимметрией лица, углублением кожных складок в области носогубного треугольника, лицевыми болями, вызванными спазмом мимико-жевательных мышц.

Лечение

Чтобы разработать эффективное лечение стираемости зубов, врач должен выявить механизм, по которому формируется патология. Так, если проблема возникла вследствие повышенного употребления продуктов, содержащих кислоты, рекомендовано изменение диеты, нормализация оральной гигиены, реминерализующая терапия, а также реставрация поврежденных поверхностей с помощью композитных материалов, керамических накладок, искусственных коронок.

При эндогенным механизме образования заболевания необходимо проведение глубокого фторирования, рационального протезирования и обязательного лечения соматической патологии, вызвавшей нарушение обезыствления эмали и дентина.

Если причиной стираемости зубов явился бруксизм или парафункция жевательных мышц, то помимо реставрирования поврежденных зубных поверхностей и ношения ночных капп, требуется вмешательство невропатолога и логопеда. Эти специалисты каждый со своей стороны будут воздействовать на причину заболевания. Действия невропатолога в основном направляются на нормализацию функционирования нервной системы, нивелирование последствий стресса и устранение вредных привычек, которые зачастую носят нервный характер. Логопед же работает с пациентом в направлениях, позволяющих расслабить мышцы лица и шеи, восстановить правильную работу височно-нижнечелюстного сустава, нормализовать артикуляцию.